Сборник прозы
|
Б и б л и о т е к а п у т е ш е с т в е н н и к о в "Д и л и ж а н с ъ"
|
Владислав Фелицианович Ходасевич
Город разлук
В Венеции
I
Не внешний вид, не то, что дается впечатлениями зрительными, всего более
поражает путника, впервые приехавшего в Венецию: к этому достаточно подготовлен
он прочтенными книгами, виденными изображениями, рассказами знакомых. Но
неизгладимо внедряется в память ее тишина.
Оглушенный грохотанием поезда, вы выходите из вагона и среди суеты
вокзальной пробегаете по длинным коридорам, торопливо расплачиваетесь с
носильщиком, и только усевшись в гондолу, только отъехав уже от пристани —
вдруг изумляетесь: почему же так тихо?
И в самом деле: вы в большом городе, в час позднего утра, когда пора бы
уже проснуться всему городскому гулу, - а вас окружает нежданная, странная
тишина.
Редкие всплески весла, далекий гудок парохода, еще более отдаленный,
дребезжащий голос часов, идущий словно из самого неба, — вот и все. Да еще
где-то стучит молоток по камню.
Протяжно кричит гондольер, — и вы сворачиваете в маленький канал, тесный и
темный. Покрытые плесенью стены резко и прямо падают в воду. Но вот какой-то
перекресток — и вы видите, как от дома к дому перекинулся узкий мостик, залитый
солнцем. Солнечные зайчики, отраженные ленивой водой канала, беззвучно снуют по
каменным перилам. Откуда-то сбоку появляется женщина в черном платке. По
невидимым ступеням взбегает она на изгорбину мостика и так же беззвучно, как
солнечный отсвет, исчезает в узкий проход.
А с другой стороны, еле шурша, проходит человек в сером пиджаке и круглой
соломенной шляпе. Профиль его проплывает по небу, — и снова нет никого. Въехав
под мост, в сыром и прохладном сумраке, встречаете вы огромную барку. Еле
приметным движением скользит она мимо вас. Седой старик, в рубахе, расстегнутой
на груди, с засученными рукавами, стоит на корме и, напрягаясь, огромным веслом
толкает барку вперед. Он похож на Харона.
О, легкие тени венецианского утра! Вы, похожие на людей, — только лукавые
призраки. Не в жутком сумраке ночи, но в добела раскаленном и трепетном воздухе
дня проплываете вы словно из кулисы в кулису. Да, из сырого Аида поднялись вы
сюда, на поверхность земли, еще раз погреться на солнце, мелькнуть и исчезнуть.
Знаю, любо вам обмануть наивного путника, на миг облекшись воздушной плотью,
ибо велика ваша тоска по земле и велика жажда проникнуть в круг тех, кто живет.
Привет вам!
II
На восточной окраине города расположен парк, так называемые Giardini
publici. В нем можно созерцать безобразный памятник Гарибальди, похожий на те
угловатые гротики, которыми украшаются комнатные аквариумы. Из него даже каплет
вода.
Однако с венецианским парком считаться не следует: это изобретение
позднейшее и непопулярное. Посещают его разве только заезжие гости, скучающие
по "природе". Венецианцы туда не ходят, и это вполне естественно.
Город, особенно современный, есть уход от природы, но уход вынужденный,
невольный. Потому-то муниципальные учреждения всего мира так заботливо охраняют
свои чахлые насаждения: хотя бы иллюзии природы просит дряблое и нерешительное
сердце горожанина. Сад — бессмысленный рудимент городского организма.
Не такова Венеция. Природу отвергла она сознательно и свободно. Укрепив
зыбкую свою почву, она не поколебалась скрыть ее под сплошным каменным
покровом. Можно было бы сказать, что стихии венецианца суть вода, воздух, огонь
и камень. Тощие деревца, кое-где выглядывающие из-за каменных стен, здесь до
очевидности не нужны, да их, слава Богу, и немного.
Я не хочу сказать, что Венеция с каким-то ожесточением изгоняет природу.
Нет, она просто поворачивается к ней спиной.
В представлении венецианца мир, обитаемый человеком, есть город —
совокупность жилищ. Недостаток места заставил Венецию сузить улицы свои до
последних пределов, и венецианец, отказавшись от лошади как средства
передвижения, преодолевает пространство пешком, ходя по своим закоулкам, как по
коридорам одного гигантского здания. Он с такой же простотой ходит по своему
городу, как мы по своей квартире.
В Венеции есть только комнатные животные: собаки и кошки. Из птиц — одни
голуби, но все они гнездятся на Пьяцце, кормясь из рук прохожих. Если бы
прекратить продажу кукурузы перед собором св. Марка, в Венеции не было бы и
голубей: им осталось бы или улететь на материк, или умереть с голода.
Из всех городов земного шара Венеция наименее может считать себя
чем-нибудь обязанной природе. Напротив, вся она — какое-то изумительное и
нарочитое создание человека. Блистательно возникновение этого города наперекор
природе, и многозначительно каменное его однообразие. Венеция — прообраз
титанической дерзости и неизбежной ограниченности человеческого ума. Венеция
есть причуда гения, и оттого в этом городе, таком прихотливом и странном,
полном прекраснейших образцов барокко, менее всего хочется быть естественным.
Там, где в минувшие времена карнавал продолжался шесть месяцев, где
полгода ходили в масках, простота теряет всякую цену. Жизнь становится игрой,
опасной и тонкой.
Потому так понятны и милы подведенные брови, нарумяненные губы и слишком
заботливо обутые ноги венецианок. Потому так влекут нас их черные шали и ночные
певучие шаги по звонкому камню.
III
Хотел бы я посмотреть на того чудака, который первый пустил по свету
сплетню, будто Венеция — прекрасный приют для влюбленных. Конечно, одно из
двух: или он был наивен, ужасно наивен, до трогательности, до того, что уже
невозможно на него сердиться, — или же это был злой старикашка, завистливый и
беззубый, решивший подставить петушью свою ножку всем, кто послушает коварного
его совета.
Нигде так легко не расстаешься с надеждами и людьми, как в Венеции. Там
одиночество не только наименее тягостно, но наиболее желанно. И вовсе не для
того, чтобы сосредоточиться, уйти в себя, но напротив: чтобы забыть себя,
потерять былое, сделаться одним из тех, кто часами сидит на набережной, глядя в
туманную даль лагуны или на узкую башню San Giorgio.
Венеция — город разлук.
В былые, счастливые дни караваны кораблей приставали к богатым ее
пристаням, толпы чужеземных купцов и матросов, хлынув на набережную, волнами
вливались в ее закоулки. Отцы, сыновья и мужья то прибывали домой, то уходили в
море. Здесь, на родных островах, были они такими же случайными гостями, как
темнолицые пронырливые мавры и белокурые безвольные рабы-славяне. Здесь века
научили людей спокойно встречаться и расставаться безбольно. Стремительное
возвышение Венеции и ее несметные богатства, привезенные со всех концов мира,
были только достойными трофеями тех, кто спокойно и вольно в любую минуту готов
был покинуть свой город, свою семью, всех любимых и близких — ради опасного
плавания или дерзкого набега.
И в наши дни, по вечерам, когда схлынет с Пьяццы разноплеменная толпа,
когда затихнут на риве окрики гондольеров, — хорошо забраться в кафе, возле
театра Fenice, долго сидеть там, а потом еще дольше слоняться из улицы в улицу
и думать о том, что ведь вот — ничего не стоит вдруг, ни с того ни с сего,
пойти к себе, завязать чемодан и уехать.
Но трудно уехать отсюда домой, в Россию. Здесь научаешься любить камни,
черную воду каналов, соленые испарения моря, рыжие занавески на окнах да людей,
проходящих, как тени.
Но горько и скучно помыслить, что дома ждут начатые дела, волнующие
известия, близкие люди, что там снова воскреснут былые привязанности. Здесь
хочется не любить и не хочется быть любимым. Венеция — город разлук.
Для того, кто задумал пропасть навсегда без вести, — путь лежит через
Венецию: здесь скоро разлюбишь былое, от всего оторвешься без боли и легко
пойдешь куда глаза глядят. Недаром слово "Аргентина" здесь у всех на языке.
Почему? Да так... Пришлось плохо — взял и уехал куда-нибудь за океан. Аргентина
так Аргентина.
Легкий и нежный холод здесь вливается в сердце. И дуновения его кажутся
счастьем нетленным, вечным.
Нет, не пускайте влюбленных в Венецию. Там цепи становятся паутиной. Там
учишься великому искусству: разлюблять.
Московская газета, 1911, 23 сентября
_______________________________________________________________________________